Критерии разграничения федеральной и региональной собственности

критерии разграничения федеральной и региональной собственности

  • Титульный лист
  • Содержание

    Разграничение федеральной собственности и собственности субъектов Российской Ф Федерации на природные ресурсы

    В сфере практических правоотношений по использованию природных объектов важное значение имеет разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в предоставлении природных объектов для промышленного использования. То есть решение вопроса о том, к кому следует обращаться за получением объектов для использования, на каких основаниях они будут предоставлены, каковы будут реальные права и обязанности будущих владельцев природных объектов? И прежде всего следует выяснить, кто является собственником определенного природного объекта? Конституция Российской Федерации, кодексы, регулирующие правовой режим природных объектов, не содержат четких принципов или критериев разграничения федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации. В одном случае таким критерием выступает стратегическая значимость природных объектов, в другом — возможность обеспечивать надлежащий уровень использования природного объекта, в третьем — размер либо международная или общефедеральная значимость объекта, в четвертом — межрегиональное значение, в пятом — принадлежность располагаемой на этих объектах федеральной или региональной собственности субъекта Федерации и т.д. Это привело к тому, что и до Конституции Российской Федерации 1993 года, и после нее субъекты Российской Федерации стали принимать собственное природоресурсное законодательство, и прежде всего земельные, водные, лесные и горные кодексы, игнорируя действующее федеральное законодательство. По такому пути пошли Башкортостан, Марий — Эл, Саха (Якутия), Тува, Калмыкия и другие. Например, это выразилось в игнорировании статьи 9 Конституции Российской Федерации о праве граждан иметь земельный участок в частной собственности. Вопреки Конституции Российской Федерации право устанавливать частную собственность на землю стало трактоваться как право субъекта Российской Федерации устанавливать формы землепользования. Важной проблемой является регулирование земельных отношений нормами природоресурсного и гражданского права. С точки зрения субъектов Российской Федерации, такое регулирование будет ориентировано больше на федеральное законодательство. Вместе с тем не следует забывать того, что наиболее желательные для субъектов Федерации изменения в природоресурсном законодательстве могут успешно опираться, прежде всего, на его правомочия как собственника государственных земель, а не на административные методы воздействия. Поэтому в построении природоресурсного законодательства субъекта Федерации установление административно — распорядительных функций в отношении природных ресурсов следует использовать лишь тогда, когда гражданско — правовые методы регулирования недостаточно развиты или прав государства как собственника, находящегося в государственной собственности природного ресурса, явно недостаточно. Следует учитывать и то, что действие норм гражданского права создает более устойчивые и «законные отношения», чем применяемые административно — командные методы. По своему характеру и в соответствии с Конституцией Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 3 устанавливает, что «гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации». С этих позиций гражданское право имеет преимущество в регулировании земельных отношений. Гражданский кодекс Российской Федерации включил много новелл, затрагивающих природные ресурсы. В части 3 статьи 129 он устанавливает возможность оборота земли и других природных ресурсов. Вместе с тем он не решил вопросов о том, как и какие природные ресурсы попадают в гражданский оборот, какие ресурсы находятся вне такого оборота, не уточняет форм государственной собственности на них и порядок ее разграничения, относя их решение к специальным природоресурсным актам. В этих условиях законодательство об установлении правового режима природных объектов и порядка их предоставления преимущественно использует методы регулирования из области административно — правовых отношений. В большинстве случаев здесь используется система лицензирования и иных форм разрешения на использование природных объектов, хотя уже сейчас они стали дополняться договорными отношениями в области регулирования порядка использования природных объектов. Еще одной проблемой является защита и гарантии интересов будущих владельцев природных объектов. Конституционные положения, хотя и декларируют защиту прав в этой области, но не обеспечивают в полной мере прав на доступ к использованию природных объектов, не защищают от вмешательства органов управления в вопросы законного хозяйственного использования полученных объектов, что нередко приводит к нарушению прав пользователей и собственников природных объектов. Источником подобной ситуации является неудачный подход к решению этой проблемы в статье 72 Конституции Российской Федерации о совместном ведении. В этом повинно и многообразие нечетко определенных правовых титулов на природные объекты. Практика регулирования земельных отношений за рубежом ограничивается всего двумя формами землевладения: собственностью на земельные участки и арендой. Но эти институты земельного права за рубежом необычайно развиты и приспособлены к требованиям земельных собственников, землевладельцев и арендаторов земельных участков, предоставляя им широкий выбор возможностей в распоряжении земельными участками. В англосаксонском праве институт земельной собственности представлен такими формами, как абсолютная собственность, пожизненная собственность, собственность на срок. Существуют десятки разновидностей земельной аренды, различающихся по срокам, формам и видам расчетов, условиям ведения производственной деятельности на арендованном участке. Становление правового режима частной собственности в силу ряда политических и социально — экономических причин, особенно в области земельного законодательства, порождает много путаницы в отношении земельной собственности. Начинается это с определения права государственной собственности на землю. В Конституции Российской Федерации в статье 72 указывается, что земля находится в совместном ведении. Наряду с этим федеральные акты устанавливают деление на федеральную земельную собственность и земельную собственность субъектов Федерации. При этом Федерация закрепляет большинство земель (прежде всего под лесами и водами) в федеральной собственности: в качестве лесного фонда, земель водного фонда, земель под федеральными объектами, а субъекты в своих правовых актах устанавливают, что вся земельная собственность на территории субъекта Федерации является их достоянием. _________________________ Клюкин Б.Д. Многообразие форм собственности на природные объекты // Право и экономика, N 1, 1998


    Приложение 1. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности

    Приложение 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1

    (с изменениями на 10 сентября 1993 года)

    I. Объекты, составляющие основу национального богатства страны

    Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.

    2. Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

    3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

    II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач

    1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

    2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

    3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

    4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

    5. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.

    6. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.

    7. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

    8. Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 3 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 января 1993 года N 4375-1).

    III. Объекты оборонного производства

    1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях — независимо от доли военных заказов.

    2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

    IV. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства в целом и развитие других отраслей народного хозяйства России

    1. Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).

    2. Предприятия топливно-энергетического комплекса.

    ____________________________________________________________________

    Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 сентября 1993 года установлено, что пункт 2 раздела IV приложения N 1 к настоящему постановлению в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики не соответствующими частям второй и третьей статьи 11_1, пункту «г» части первой статьи 84_11 Конституции Российской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 года и Федеративному договору. ____________________________________________________________________

    3. Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3.

    ____________________________________________________________________

    Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 сентября 1993 года установлено, что пункт 3 раздела IV приложения N 1 к настоящему постановлению в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики не соответствующими частям второй и третьей статьи 11_1, пункту «г» части первой статьи 84_11 Конституции Российской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 года и Федеративному договору.

    ____________________________________________________________________

    4. Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газофикации (кроме вошедших в Приложение 3).

    5. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживющие их организации.

    6. Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

    7. Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

    V. Прочие объекты

    1. Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.

    2. Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

    Передача земель и действие прежнего законодательства

    Следует отметить, что Земельный кодекс отдельно регулирует то, каким образом государственная собственность разграничивается, если участники соответствующих правоотношений приобрели земли в соответствии с нормами права, действовавшими до 2006 года. В этом случае изданные ранее правительством РФ акты, удостоверяющие перечни участков, на которые у федеральных, региональных или муниципальных властей возникало право владения, следует рассматривать в качестве оснований для осуществления государственной регистрации права собственности на соответствующие территории.

    Приложение 3. Объекты, относящиеся к муниципальной собственности

    Приложение 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1

    (с изменениями на 23 мая 1992 года)

    1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов:жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

    2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

    3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

    4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети, а также предприятий и организаций Министерства путей сообщения Российской Федерации, департаментов морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, связанных с обеспечением питания пассажиров в поездах, судах и рабочего снабжения) (пункт в реакции. постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 мая 1992 года N 2824-1.

    Редакция документа с учетом изменений и дополнений «КОДЕКС»

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *